Прогнозируемые результаты обучения фгос по биологии - ФГОС - Броздецкий В.С. Рабочие матeриалы.

Мишакова Валентина Николаевна, к. Проектирование информационно-коммуникационной среды обучения биологии. Структура информационно-коммуникационной предметной среды как педагогической системы. Методические материалы учителю биологии для подготовки и проведения уроков. Критерии оценки урока биологии.

Схема конспекта урока биологии по ФГОС второго поколения. Из опыта работы учителя биологии Илекского района Квасниковой Лилии Алексеевны. Испытываете ли Вы затруднения при подготовке и проведении уроков биологии:.

В условиях перехода российского образования на ФГОС второго поколения происходит смена образовательной парадигмы, которая затрагивает все компоненты обучения биологии. Учителю, как основному субъекту инноваций, сегодня, в отсутствии опыта и разработанных методик реализации новых подходов, необходим опыт педагогического проектирования. В условиях введения новых ФГОС система образования переходит в новое состояние, что требует от школы обновления содержания и информационной образовательной среды.

Поэтому при переходе к новым ФГОС от учителя биологии требуется умение проектировать и преобразовывать информационно-коммуникационную предметную среду, в которой будут созданы все условия для достижения современных образовательных результатов: С этой целью необходимо обладать умениями выявлять и создавать условия , способствующие повышению качества биологического образования, разработку и включение в предметную среду новых средств , в основном интерактивной природы, прогнозировать достижение требуемых результатов обучения, предвидеть негативные последствия учебной деятельности учащихся.

Под информационно-коммуникационной предметной средой , в которой организовано обучение биологии, мы понимаем совокупность субъектов учитель, учащиеся, интерактивные средства ИКТ , объектов содержание курса биологии, средства обучения и коммуникации образовательного процесса, условий осуществления деятельности с информационным ресурсом и системы информационного взаимодействия субъектов, содержащих потенциальные возможности для личностного развития учащихся, формирования универсальных учебных действий и способствующие повышению качества обучения биологии.

Согласно Концепции ФГОС второго поколения для до стижения современных результатов обучения необходимо создание личностно ориентирован ной информационно-коммуникационной сре ды, обеспечивающей системно-деятельностный подход обучения биологии. Ключевым звеном предметного обучения является учебная деятельность , направленная на сознательное, активное присвоение социального опыта учащимися.

Качество личности быть познающим субъектом, способность использовать ресурсы среды для решения значимых задач развиваются при целенаправленной деятельности в условиях учебной ситуации.

Следовательно, при выборе и структурировании содержания обучения биологии необходимо обеспечить наличие системы заданий и вопросов, направленных на вовлечение учащихся в учебную деятельность, при которой формируются универсальные учебные действия личностные, регулятивные, познавательные, знаково-символические, коммуникативные. Результатом соответствующих видов целенаправленных действий являются усвоенные знания, умения и навыки, которые формируются, применяются и сохраняются в тесной связи с активными действиями учащихся.

Качество усвоения знаний определяется многообразием и характером видов, универсальных, учебных действий. При системно-деятельностном подходе обу чения биологии усвоение учащимся основных биологических идей, теорий, законов, понятий, методов происходит в результате решения учебных задач в информационно-коммуникационной предметной среде.

Анализируя практическую задачу, учащийся определяет цель, способ действия и самоконтроля, то есть происходит формирование всех компонентов учебной деятельности как основной формы активности ученика, направленной на изменение самого себя как субъекта учения. В Концепции ФГОС-2 отмечается, что организация учебной деятельности на основе системно-деятельностного подхода сдерживается не достаточной методической проработанностью проблемы создания на уроке учебных ситуаций, способов перевода учебной задачи в учебную ситуацию.

Таким образом, условия, в которых происходит обучение, приобретают исключительную важность для достижения целей биологического образования. Существенной характеристикой учебной задачи служит овладение содержательно обобщенным способом решения некоторого класса конкретно-практических задач. Он отмечает, что поставить перед учащимися учебную задачу означает поставить их в такую учебную ситуацию, когда они должны осуществить поиск содержательно обобщенного способа действия во всех возможных для данной ситуации частных и конкретных вариантах условий, что означает создать условия для развития универсальных учебных действий.

Инструментарием для формирования универсальных учебных действий является конкретное учебное содержание, на основе которого организуется познавательная деятельность учащихся. От учителя требуется умение организовать обучение на уроке биологии в информационно-коммуникационной предметной среде так, чтобы в результате был внесен значительный вклад в развитие учебной деятельности и универсальных учебных действий.

Созданная современными средствами и инструментами информационно-коммуникационная предметная среда позволяет организовать деятельность учащихся, направленную на достижение высоких результатов обучения биологии через:.

Для развития универсальных учебных дейс твий в учебных ситуациях информационно-коммуникационная предметная среда должна содержать следующие элементы:. Главными системообразующими элементами информационно-коммуникационной предметной среды являются цели, образующие иерархию и определяющие результаты.

Они определяют структуру — состав остальных элементов, их связи, способы взаимодействия и обмена информацией, методы управления процессом обучения биологии. В таблице представлена структура информационно-коммуникационной предметной среды обучения биологии как педагогической системы.

Структура информационно-коммуникационной предметной среды как педагогической системы Петрова О. Повышение качества образования, отражаемое в развитии личности, реализации уникальных человеческих возможностей, готовности овладевать методами получения знаний и использовать их в различных ситуациях.

Педагогические технологии, реализующие личностно ориентированный подход с элементами дистанционных образов ательных технологий. В информационно-коммуникационной предметной среде мы можем построить новую методическую систему, нацеленную на достижение современных результатов обучения биологии. Наша дидактическая модель состоит из единства системы целей, содержания, способов организации учебной ситуации методов, организационных форм и средств обучения.

Модель разработана в соответствии с принципами личностно ориентированного обучения, системно-деятельностного подхода, педагогических технологий, которые способствуют реализации выбранной концепции, а также других взаимосвязанных. Конструктор направляет действия учителя при проектировании информационно-коммуникационной предметной среды обучения биологии и каждого учебного занятия, направленного на достижение современных образовательных результатов.

При конструировании учебного занятия учитель биологии следует следующему алгоритму: На следующем шаге учителю предлагаются для конкретизации соответствующие уровням учебных задач метапредметные результаты из примерных программ по биологии , а также личностные и предметные результаты.

Далее по классификации типов ЭОР предлагаемые СВ. Зенкиной учителю предлагается выбирать типы и конкретные ресурсы, которые позволяют достичь необходимых результатов обучения биологии. Модель информационно-коммуникационной предметной среды обучения биологии.

Развитие теоретического мышления, формирование, ориентировочной основы действия третьего вида. Учащиеся ориентируются на получение образовательного продукта с критериально заданными свойствами. Целенаправленное развитие, закрепление, применение универсальных учебных действий подчеркнуть: Соответствие решаемых учебных задач преемственной последовательности формирования УУД по вертикали и по горизонтали.

Образовательный продукт анализируется учителем и учащимися на основе заранее определенных критериев. Используются педагогически адаптированные реальные жизненные ситуации, содержащие узнаваемую обучающимися проблему и ее практическое решение. Соответствие содержания занятия урока Фундаментальному ядру содержания образования, Программе развития и формирования УУД, Программе духовно-нравственного развития, Программе социализации и воспитания личности.

Источники содержания образования не ограничиваются наукой, а включают фрагменты из разных структурных элементов культуры. Обучающиеся работают но только с информацией, но и с реальными объектами окружающей среды.

Психологический климат занятия, контакты учитель - ученик: Психологический климат занятия, контакты ученик - ученик: Компетентность в области постановки целей и задач педагогической деятельности. Об уровне развития компетентности педагога в области постановки целей и задач педагогической деятельности можно судить по следующим критериям:.

Об уровне развития компетентности педагога в области мотивирования обучающихся на осуществление учебной деятельности можно судить на основе следующих критериев: Компетентность в области информационной основы педагогической деятельности. Данная компетентность складывается из следующих компонентов: Компетентность учителя в предмете преподавания отражает уровень владения учебным материалом по предмету и может быть оценена на основе следующих критериев: Компетентность педагога в методах преподавания отражает методическую грамотность педагога, включая владение современными информационно-коммуникативными технологиями.

Об уровне развития данной компетентности можно судить на основе следующих критериев:. Об уровне развития компетентности педагога в субъективных условиях деятельности можно судить на основе следующих критериев:.

Якушина Е.В. Готовимся к уроку в условиях новых ФГОС | Открытый класс

Компетентность в области разработки программ и принятия педагогических решений. Об уровне развития умения выбрать и реализовать типовые образовательные программы , а также разработать собственную программу, методические и дидактические материалы, с учетом требований основных нормативных документов можно судить на основе следующих критериев:. Об уровне развития умения принимать решения в педагогических ситуациях можно судить на основе следующих критериев:.

Об уровне развития компетентности педагога в области организации учебной деятельности можно судить на основе следующих критериев: Испытываете ли Вы затруднения при подготовке и проведении уроков биологии: Созданная современными средствами и инструментами информационно-коммуникационная предметная среда позволяет организовать деятельность учащихся, направленную на достижение высоких результатов обучения биологии через: Для развития универсальных учебных дейс твий в учебных ситуациях информационно-коммуникационная предметная среда должна содержать следующие элементы: Система ориентировки — содержание, выделения в тексте, графические объекты, модели, тренажеры и т.

Важную роль здесь играют проблемные вопросы; система заданий для самоконтроля, образцы модели эталоны , критерии для определения точности выполнения задания, тесты; система справочной информации, обеспечивающая поиск достоверной учебной и научной информации по теме: Проектирование учебного занятия обучения биологии в этих условиях означает: Выяв лены типичные затруднения учителей биологии: Определяет тип учебного занятия выбирает из шести предложенных типов в соответствии с концепцией Ю.

Система определяет дидактическую цель, соответствующую данному типу учебного занятия. Система выдает соответствующую типу и дидактической цели структуру учебного занятия. Учитель выбирает уровни учебных задач по таксономии Б. Блума , соответствующие дидактической цели. Методические материалы учителю биологии для подготовки и проведения уроков Анализ современного урока биологии I.

Осознанность постановки и решения учебных задач учащимися 1. Развитие теоретического мышления, формирование, ориентировочной основы действия третьего вида 1. Учащиеся ориентируются на получение образовательного продукта с критериально заданными свойствами 2. Соответствие решаемых учебных задач преемственной последовательности формирования УУД по вертикали и по горизонтали 2.

Этапы урока занятия соответствуют нормативной структуре деятельности 3. Контроль решения учебных задач с использованием критериального оценивания 3. Аппарат контроля заданий и вопросов включает все группы универсальных учебных действий 3. Оценка предметных, метапредметных и личностных результатов 3. Сочетание оценки и самооценки 3.

Отбор содержания образования 4. Используются педагогически адаптированные реальные жизненные ситуации, содержащие узнаваемую обучающимися проблему и ее практическое решение 4. Соответствие содержания занятия урока Фундаментальному ядру содержания образования, Программе развития и формирования УУД, Программе духовно-нравственного развития, Программе социализации и воспитания личности 4.

Источники содержания образования не ограничиваются наукой, а включают фрагменты из разных структурных элементов культуры 4. Обучающиеся работают но только с информацией, но и с реальными объектами окружающей среды 5.

Ставятся и решаются задачи, направленные на формирование личностных результатов 5. Воспитательные задачи имеют региональную и личностную ориентированность 5. Критерии оценки урока биологии Оцениваемые характеристики Критерии оценки Компетентность в области постановки целей и задач педагогической деятельности Об уровне развития компетентности педагога в области постановки целей и задач педагогической деятельности можно судить по следующим критериям: Учитель разделяет тему урока и цель урока.

Цели формулируются в понятной для ученика форме. Поставленные перед учащимися цели способствуют формированию позитивной мотивации и росту интереса к учебной деятельности. Поставленные перед учащимися цели способствуют организации индивидуальной и групповой деятельности.

Биология

Цели, ставящиеся перед учащимися, содержат критерии, позволяющие им самостоятельно оценить качество полученных результатов. Задачи, выделенные педагогом, конкретизируют цель, представляя собой промежуточный результат, способствующий достижению основной цели урока. На начальном этапе урока учитель ставит цель и задачи, направленные на создание условий для дальнейшей эффективной работы на уроке организацию рабочего пространства, привлечение внимания учащихся к предстоящей учебной деятельности, учебному предмету и теме урока и т.

Цели и задачи, поставленные педагогом, способствуют развитию познавательных способностей учащихся, воспитанию социально значимых качеств личности. Компетентность в области мотивирования обучающихся Об уровне развития компетентности педагога в области мотивирования обучающихся на осуществление учебной деятельности можно судить на основе следующих критериев: Учитель демонстрирует учащимся возможности использования тех знаний, которые они освоят, на практике.

Учитель демонстрирует знание приемов и методов, направленных на формирование интереса учащихся к преподаваемому предмету и теме урока. Учитель использует знания об интересах и потребностях обучающихся в организации учебной деятельности, при постановке учебных целей и задач, выборе методов и форм работы и т. Учитель использует педагогическое оценивание как метод повышения учебной активности и учебной мотивации учащихся. Учитель планирует использовать различные задания так, чтобы ученики почувствовали свой успех.

Учитель дает возможность обучающимся самостоятельно ставить и решать задачи в рамках изучаемой темы Компетентность в области информационной основы педагогической деятельности Данная компетентность складывается из следующих компонентов: Учитель в ходе написания конспекта демонстрирует знание преподаваемого предмета. Учитель хорошо ориентируется в различных источниках учебники, учебные и методические пособия, медиа-пособия, современные цифровые образовательные ресурсы и др.

При изложении в письменной работе основного материала по предмету учитель раскрывает связь новой темы с предыдущими и будущими темами по преподаваемому предмету. Учитель видит и раскрывает связь своего предмета с другими предметами школьной программы, связь теоретических знаний с практической деятельностью, в которой они используются. Учитель представляет материал в доступной учащимся форме в соответствии с дидактическими принципами. Об уровне развития данной компетентности можно судить на основе следующих критериев: Учитель демонстрирует владение современными методами преподавания.

Учитель демонстрирует умение работать с различными информационными ресурсами и программно-методическими комплексами, современными информационно-коммуникативными технологиями, компьютерными и мультимедийными технологиями, цифровыми образовательными ресурсами. Об уровне развития компетентности педагога в субъективных условиях деятельности можно судить на основе следующих критериев: При постановке целей, выборе форм и методов мотивирования и организации учебной деятельности педагог ориентируется на индивидуальные особенности и специфику взаимоотношений обучающихся.

Педагог планирует работу таким образом, чтобы получать информацию об уровне усвоения учебного материала различными обучающимися. Педагог демонстрирует владение методами работы со слабоуспевающими обучающимися. Компетентность в области разработки программ и принятия педагогических решений Данная компетентность складывается из следующих компонентов: Об уровне развития умения выбрать и реализовать типовые образовательные программы , а также разработать собственную программу, методические и дидактические материалы, с учетом требований основных нормативных документов можно судить на основе следующих критериев: При подготовке к уроку педагог учитывает требования основных нормативных документов, определяющих содержание и результаты учебной деятельности по предмету: Конспект урока составлен с учетом темпа усвоения учебного материала учащимися.

Конспект урока составлен с учетом поэтапного освоения преемственности учебного материала в рамках преподаваемого предмета и программы. Учитель демонстрирует умение вносить изменения в существующие дидактические и методические материалы с целью достижения более высоких результатов.

Учитель использует самостоятельно разработанные программные, методические или дидактические материалы по предмету. Об уровне развития умения принимать решения в педагогических ситуациях можно судить на основе следующих критериев: Педагог демонстрирует умение аргументировать предлагаемые им решения.

Педагогические решения, отраженные в письменной работе, отличаются обоснованностью и целесообразностью. Педагог демонстрирует умение адекватно изменять стратегию действий в случае, если не удается достичь поставленных целей.

Компетентность в области организации учебной деятельности. Учитель ставит цель и задачи, структурирующие и организующие деятельность учащихся на каждом из этапов урока. Учитель владеет методами организации индивидуальной и совместной деятельности учащихся, направленной на решение поставленных целей и задач.

Учитель демонстрирует владение методами и приемами создания рабочей атмосферы на уроке, поддержания дисциплины. Учитель демонстрирует способность устанавливать отношения сотрудничества с учащимися, умение вести с ними диалог.

Учитель использует методы, побуждающие обучающихся самостоятельно рассуждать. Учитель демонстрирует умение включать новый материал в систему уже освоенных знаний обучающихся.

Учитель демонстрирует умение организовать обучающихся для поиска дополнительной информации, необходимой при решении учебной задачи книги, компьютерные и медиа-пособия, цифровые образовательные ресурсы и др. Учитель может точно сформулировать критерии, на основе которых он оценивает ответы учащихся. Учитель показывает учащимся, на основе каких критериев производится оценка их ответов. Учитель умеет сочетать методы педагогического оценивания, взаимооценки и самооценки обучающихся.

Опрос учащихся по заданному на дом материалу, включающий: Изучение нового учебного материала. Закрепление учебного материала, предполагающее: Задание на дом, включающее: Личностно ориентированное очное обучение и системно-деятельностный подход к его организации.

Этапы урока занятия соответствуют нормативной структуре деятельности. Контроль решения учебных задач с использованием критериального оценивания. Аппарат контроля заданий и вопросов включает все группы универсальных учебных действий. Ставятся и решаются задачи, направленные на формирование личностных результатов. Воспитательные задачи имеют региональную и личностную ориентированность. Об уровне развития компетентности педагога в области постановки целей и задач педагогической деятельности можно судить по следующим критериям: Компетентность в области мотивирования обучающихся.

Учитель дает возможность обучающимся самостоятельно ставить и решать задачи в рамках изучаемой темы.

наверх